Делюсь с Вами впечатлениями о командировке за Полярный круг, на Новопортовское месторождение (Ямал), если интересно - добро пожаловать под кат!
Поездка на поезде из Екб в Тюмень прошла вполне себе обычно, как и 6 часов в аэропорту Тюмени, и посадка на самолёт, который должен бы доставить нас в Новый Уренгой, разве что была задержка вылета где-то на час, но это более-менее рутиная вещь. В полёте привычно раздали еду и напитки, еда так себе, но всё вперёд - втыкаю наушники и дремлю, как обычно. Через какое-то время сквозь сон слышно, что что-то объявляют, причём на английском, и думаю, что началось снижение. Но как-то долго снижение объявляют, открываю глаза - и вижу картину выпавших кислородных масок, вот это уже что-то новенькое. Произошла разгерметизация, и самолёт начинает быстренько снижаться до 3000 метров. После снижения нам объявляют, что из-за погодных условий сесть в Новом Уренгое не представляется возможным, и сядем мы в Салехарде. Где-то час ещё самолёт небыстро летит на 3000, и мы садимся в Салехарде, где нас встречает солнечная погода практически без ветра. На посадке механизация крыла вибрировала так, что невольно возникал вопрос - как скоро её оторвёт? Вообще, сам Boeing 737 был достаточно старый, ещё с пепельницами в подлокотниках, и кнопками освещения/вызова стюардессы, как в старых советских лифтах - большими пластиковыми прямоугольниками, выступающими из панели где-то на 1.5-2 см. В общем, самолёт был сильно не первой свежести, и, что меня удивило потом - у него в передней части фюзеляжа имелось несколько контуров иллюминаторов, которые были заделаны. Странное кузьмичество не довело до добра.
В Салехарде сначала торчим в аэропорту, авиакомпания "Ямал" не торопится давать какие-либо комментарии. Сам аэропорт очень небольшой, и достаточно уютный внутри.
Детские рисунки в аэропорту Салехарда |
Вот это - почти весь аэропорт. Компактно и уютно. |
Через пару часов предлагают зайти в офис к ним и взять воды, а ещё через часа 3 - раздали еду, такую же, как дают в самолёте, только вместо сэндвича были вполне нормальные сосиски или рыба. В конченом итоге через 6-8 часов торчания в аэропорту, после нескольких откладываний вылета, рейс отменяют совсем, и размещают нас в гостиницу до завтра. Гостиница (называется "Ямалкан") из себя представляет по сути те же вахтовые вагончики, расположенные на каком-то старом песчаном карьере, только вагончики обшиты с наружи и изнутри имитацией брёвен, санузел внутри, и внутри 3 кровати.
Вот так выглядят гостиничные "номера". |
После размещения решаем сходить-посмотреть в местный бар, т.к. есть желание взять пивка или чего-нибудь ещё после таких приключений - но пивко за поллитра там стоит от 400 рублей, при этом такси до города стоит 300 рублей.
Оформление в таёжно-лесном стиле :3 |
Вид на гостиницу. |
После недолгих раздумий - вызываем такси, и просим отвезти нас к продуктовому магазину. Перед магазином водитель нас предупреджает, чтобы обратили внимание на сроки годнисти - говорит, что отравится просрочкой вполне себе реально. Берём в магазине коньяка и колбаски с прочими сопутствующими вещами, возвращаемся, пока едем - немного болтаем с водилой про местный быт, про то, что они тут выращивают (меня удивило, что все продукты в магазине - из Кировской области, сельхозпродукция тоже привозная вся) - водила рассказывает, что в этих краях растёт только одна вещь - картошка, ни огурцы, ни помидоры, ни даже морковь толком не вырастают. Да и картошка, хотя вырастает большая в размерах, водянистая и вкуса почти не имеет. Вообще, люди стараются при первой же возможности уехать из этих мест, или хотя бы увезти детей - не слишком дружелюбные условия для развития иммунитета. Такая же ерунда и в Новом Уренгое - зарплаты может и велики, но тратить их приходится на здоровье,чтобы не подорвать его совсем.
Вечером нам дают ужин в гостинице, в очень пафосно оформленном баре.
Как часть меню - шкала улучшения навыка английского в соответсвии с количеством выпитого. |
Сам по себе ужин - одно название, немного салата из сладких перцев и каких-то листьев салата, и несколько ломтиков картофеля по-деревенски с колбаской. Благо, у нас есть "домашние заготовки" в виде беляшей и пирожков, поэтому в вагончике доужинаем, запивая это всё коньяком, на том день и заканчивается.
На следующий день нас привозят обратно, и мы вылетаем в Новый Уренгой, получив новые посадочные талоны и пройдя регистрацию по-новой. На регистрации из багажа(не ручной клади) какого-то мужика достают большой нож, и вызывают к нему ментов, чтобы те разобрались - является ли тот холодным оружием.
В Новом Уренгое погода и правда не то, чтобы очень - пасмурно, ветренно, летит снег. В аэропорту в туалете стоит максимально суровый унитаз, полностью свареный из нержавейки - и своим видом как бы говорит нам - "лёгкой жизни дальше не будет!".
Да что ты знаешь о суровости? |
Заселяемся в гостиницу "Полярная звезда", занимая два последних номера. Номера своеробазно расположены, один санузел на две команаты, сами комнаты раздельные и запираются на замок, открываемый чип-картой, а закрываемый просто захлапыванием дверью - посему всю дорогу было немного страшно захлопнуть по запарке дверь, не взяв с собой карту.
Вот такая она, гостиница - переделанная из общежития. |
Т.к. времени было почти двое суток - прогулялся немного по городу, в целом выглядит цивилизованно, но очень своеобразно - на многих автомобилях стоят опознавательные знаки Газпрома, объявления на остановках - на 95% вида "квартиры посуточно".
Типичные объявления в Новом Уренгое. |
Тематика объявлений разнообразностью не балует. |
В магазинах своеобразный же ассортимент - есть украинские товары, черниговское пиво. В целом довольно грустно, местного колорита добавляют автомобильчики, увязшие в снегу почти по самую крышу.
Сёмер в спячке. |
Говорите, у вас в городе выпало много снега зимой? |
На многих северных домах есть характерный орнамент. |
Вот такая социальная реклама(?) на улице. |
8.05.2014
Долго ждём вылета рядом с "вертодромом" - просто бетонной площадке, на которой стоят 4 вертолёта. Несмотря на солнечную погоду, вылет откладывают по метеоусловиям.
Вот такой вертодром |
Система безопасности вертодрома не дремлет. |
В результате успеваем изрядно замёрзнуть, т.к. ожидание всё идёт на улице, и ноги успевают промокнуть. Наконец, нас садят в автобус, чтобы провезти в нём через линию забора и тут же выпустить обратно, после чего всей толпой (человек 15-20) грузим в вертолёт продукты, а потом уже залазим сами. Пилоты просят всех пристегнуться, желают приятного полёта - и... ничего не происходит. Минут через 15 из кабины пилотов выходит человек с отвёрткой, и ковыряет что-то в хвостовой части машины, после чего этот человек идёт к соседнему борту, пытается снять с него какой-то блочок, но толи тот не подходит, толи его там тоже нет - человек идёт к последнему оставшемуся борту, снимает блочёк с него, ставит блочёк куда-то в верху хвостовой части, и после этого пилоты начинают процесс запуска.
Вертолёт полетел только после небольшого ремонта. |
Наконец-то прилетели. Вылет офицально не разрешался, но пилоты решили на это забить и слетать так, "втихую". При подлёте стало понятно, почему не давали - сильный ветер раскачивает вертолёт влево-вправо очень сильно. В процессе полёта через полчаса-час за окном исчезло всё, осталась белая пелена. Если присматриваться, то иногда внизу промелькнёт клочёк земли, тогда зрение фокусируется, и видна фактура снега, через какое-то время картинка теряется, и снова просто белая пелена. Изредка проскакивают островки деревьев, но чем дальше - тем их меньше.
Деревья недалеко от Уренгоя. |
Дальше Земля просто под слоем снега, без деревьев или чего-то ещё. Фотоаппарат отказывается фокусироваться, глаз-тоже с трудом. |
По прилёту нас встретил упругий, пронизывающий, холодный ветер и снег, с силой бьющий в лицо. Пока ждали машину, которая заберёт нас с площадки, изрядно замёрзли.
Долетели! :3 |
Машину, которая забрала нас, ждали достаточно долго. |
9.05.2014
Ветер усилился, связь практически исчезла, билайн работает минуты 3-4, затем связь рвётся. Денег за пару минут разговора сняли рублей 100, дозвонится до КЦ с вопросом "что за нафиг?!" не удаётся. Интернет вроде как есть, но передачи данных толком нет. По работе толком ничего не понятно, надвигается перевахтовка, всем всё до известного места, ведь пора домой!
10.05.2014
Работу откладывают снова на завтра, ищем кабель. Ходят слухи о напряжёнке с питьевой водой, но воду пока дают, хотя грозятся не давать.
Питьевая вода тут есть только вот в таком виде. |
Прошёл слух о том, что где-то рядом с лагерем ходит беременная олениха, которая поднимает народ на рога, нужно смотреть за спиной. Ветер вроде стихает. Интернет кончился совсем.
11.05.2014
Кабель нашли, примерно 200 метров кабеля 4x16мм.кв, но - эти 200 метров нам дали в виде большого куска спутанного кабеля, растаскиваем-распутываем его, то ещё удовольствие. Позже у меня возникла мысль, что нам его дали по той простой причине, что никому не хотелось возиться с распутыванием этого здоровенного узла.
Безудержное веселье! |
Под мокрым снегом мы его всё-таки распутываем, делаем 2 бобины более-менее равной длинны, вешаем по одной каждый на себя, и идём на печи, смотанные такой вот "верёвкой". Зато сброс кабеля на землю около печей приносит огромное удовольствие и чувство лёгкости во всём теле.
Разматываем это всё удовольствие на земле, и поднимаем на кабельные эстакады - таким образом пробрасываем 2 линии силового кабеля для питания вентиляторов.
Укладываем кабель в тумане. |
После этого пробрасываем ещё 2 линии кабеля МКЭШ - экранированный, контрольный кабель - линии пойдут под два датчика давления - на газу и на воздухе.
Остаётся ещё одна линия для питания поворотной заслонки газа - но тут возникает загвоздка, кто-то очень гениальный положил нам всего 28 метров подходящего кабеля, хотя длинна трассы порядка 60 метров.
Нестыковочка'с... |
Сидим, думаем, как быть... Приходим к мысли, что используем под это дело 3 провода, на которых раньше сидел один из вентиляторов.
Погода тем временем продолжает радовать - на улице стоит сильный и густой туман, "мегафон" практически перестал ловиться, а если сеть и есть - позвонить невозможно. Билайн снова снял 300 рублей за 15-20 минут разговора, хотя опция, которая должна бы сделать разговор по 2,5 рубля за минуту и подключена.
Лёгкий туман стоит почти каждый день. |
Трубопровод на заднем фоне исчезает где-то в тумане. |
12.05.2014
Заканчиваются бичпаки, наступает уныние, работа снова отложена до завтра. Под вечер решили вопрос с переносом шкафов, взяв на себя кусок работы, который должны были выполнять местные (переключение кабелей, идущих к одному из шкафов), однако мастер организации-подрядчика, ответственного за эксплуатацию оборудования, делать этого не хочет - аргументируя тем, что там очень много работы и обратно потом можно не собрать (надо откинуть один силовой кабель, и два контрольных, в каждом из которых где-то 10 жил). Окей, решаем сделать сами - переносить надо так и так, это стопорит нашу работу, и, соответственно, отъезд оттуда, что вообще никак не радует.
Вот такая рабочая обстановка. |
13.05.2014
Начинается какое-то минимальное шевеление, с утра перенесли шкафы, днём повесили частотники, на этом шевеление пока кончилось. Завтра должен бы прилететь вертолёт с комплектующими, и можно будет начать работать в полный рост. С утра поднялся неслабый такой ветер, срывает каску с головы, ветер завывает в проводах, издаёт жутковатые звуки в кабельных эстакадах, свистит в щелях дверей. Двери открыть тяжеловато, а удержать полуоткрытой - ещё тяжелее.
Коллега переключает провода в переносимом с улицы в "домик" шкафу. В "домике" с потолка струйкой льётся вода от дождей, нет ни освещения, ни отопления, работать пока не очень комфортно.
Начальное состояние домика под оборудование. |
Отверстие под заводку кабелей в домик. |
Дальше дни были настолько похожи один на другой, что я не делал набросок по каждому из них. Каждый день мы ходили и пытались расшевелить местный народ на работу, но у них то нет сващика, то труб, то ещё что-то - словом, работа стоит. Вертолёт с комплектующими прилетел, открыв пакет мы сели и стали чесать репу, как выйти из положения: мы заказывали 20 штук реле, чтобы можно было поменять существующий контроллер (у него встроенные релюшки для управления нагрузкой) на наш (у которого есть нужные нам выхода для управления частотными приводами, но выхода у него +24 Вольта - напрямую, как было сделано на старом, нагрузку не подключить) - релюшки заказывали такие, которые можно крепить на DIN-рейку, специально акцентировали на этом внимание большую кучу раз. Ну и заказывали до кучи резиновые сапоги утеплённые, потому что ходить каждый день с мокрыми ногами и простудой стало совсем надоедать. Сапогов нам не привезли, а релюшки оказались самыми обычными, просто с ножками, такие, которые надо втыкать в специальную розетку - розеток, естественно, нет, на рейку это не посадить, да и провода подключить можем если толко пайкой. В результате обдумываний у меня появляется такая мысль - ставим наш контроллер рядом, завязываем на него управление добавленным железом (считывание сигнала с датчиков давления, управление поворотной заслонкой и частотными преобразователями), делаем межконтроллерную связь, и упрваляем нашим железом в соответствии с тем, в каком режиме работает основной контроллер. Минус этого в том, что мы оставляем свой контроллер и не забираем существующий, оборудование получается загружено на очень небольшую часть своих возможностей, а затраты получаются довольно велики - но других выходов нет (кроме как ждать 25го числа, отправлять релюшки обратно, там, на "земле" их обменяют и может быть пришлют те, которые мы просили - но когда пришлют, большой вопрос). В общем, нашли, как извернуться, и на том, что имеем, соорудить работоспособную систему.
Шкаф автоматики после переделок. |
Попытки ускорить работу местных ребят (а от них нам надо, чтобы краном сняли существующий вентиляторный блок и посатавили новый, а потом подключили бы его воздуховодами к горелке) эффекта не дают, воз и ныне там. Решаем пойти на хитрость - сказать, что 20го числа мы так и так улетаем, если не успеем доделать - упс, приедем как-нибудь потом, если всё-таки оно вам надо - то давайте уже сделаем - и такая хитрость в итоге даёт свои плоды, процесс медленно, но идёт. Погода "радует", солнечных дней без ветра практически не бывает, обычно есть ветер и снег или дождь. Снега начинают постепенно таять, и земпля превращается в кашу - грунта там как такового нет, есть просто песок, пока были минуса - это всё было твёрдым, когда температура стала подниматься - везде образовалась каша, в которой вязнут Уралы и КРАЗы.
Несмотря на колёсную формулу 6*6, "Треккол" практически застрял, и долго месил грязь, пытаясь выехать. |
Ноги каждый день мокрые, чувствуется, как постепенно накатывает простуда, но если она совсем накатит - лечится толком нечем, поэтому пытаемся не слечь.
Ищем способы борьбы с мокрыми-холодными ногами. |
Вообще, быт довольно печален - кругом песок, холод и сырость, связь с Землёй очень слабенькая была по началу, а где-то через неделю пропала вообще - ветром повалило какую-то спутниковую тарелку, как говорили местные, в результате "мегафон" просто перестал ловиться в принципе. "Билайн" же ловился всегда идеально (где-то рядом была БС), но вот позвонить куда-то, или дозвониться до меня - была задача не из лёгких, а если дозвониться и удавалось - то связь вполне могла оборваться через 30-50 секунд, причём если погода ветренная или есть снег/туман - то обрывалась почти гарантированно. Интернет же через "билайн" номинально хотя и был, но фактически данные не передавались.
В начале, пока мы ждали комплектующих, и пока местные сделают свою часть работы, из развлечений был разве что ноут с парой установленных игрушек, да фильмы. Фильмы в таких местах кстати имеют свойство циркулировать между всеми, кто там находится, когда прилетает кто-то "свеженький" и привозит новое кинцо, оно тут же начинает расползаться на флешках-внешних жёстких дисках, и быстренько оказывается на всех доступных носителях - вот такой вот современный FloppyNet :)
Утром и вечером, а так же днём при сильной облачности вид на всё, что вне промысла особенно печален - бело-серый снег оказывается чуть светлее густо-серого неба, что создаёт гнетущее, давящее ощущение. Единственная яркая, не серая вещь - горящий факел сжигания попутного нефтяного газа.
Горящий факел днём. |
Он же - ночью. |
Поддали газку :3 |
Горизонт уходит очень далеко - местность почти ровная, и нет никакой растительности типа кустарников-деревьев, ничего из снега не вырастает - получается такая пустыня, только покрытая снегом. Смотреть, словом, особо не на что.
Весь быт протекает в вагончике, офицально называемым "мобильным зданием "Кедр". В вагончике живут 8 человек в двух секциях, в каждой есть 4 полки, как в плацкарте, и столик рядом с окном, в принципе, почти такой же, как в плацкарте, только чуть больше размером. Ещё есть 2 небольших шкафчика под одежду, и всё. В центральной части есть рукомойник, бак для воды, шкаф для одежды, и стол, размером чуть больше, чем столики у окон в жилых "купе". Особо не развернуться, но в целом - жить можно. Отдельный момент - это то, что вечером все эти 8 человек приходят, снимают обувь и носки - и это всё божественно благоухает. Единственное, что хоть как-то спасает - вытяжные вентиляторы, которых на каждый вагончик 3 штуки.
18.05.2014
Программная часть в общих чертах готова, "железо" доваривают, и если повезёт - сегодня оно будет готово (приварены новые "штаны" - воздуховод от нового блока вентиляторов до печи, и опоры этого воздуховода). С утра Виталя с сияющим видом заявил - "За вами КОСЯЯЯЯЯК!" - я завёл в вентагрегат тот кабель, который в тот момент был (а был он сечением всего 4 мм. кв, и одножильный (не гибкий), что смутило местного энергетика), и завёл его без металлорукова. Виталя хотел, чтобы мы переделывали подключение, но в результате ему объяснили доходчиво, что вообще говоря, это он (его бригада) должен был подключать вентагрегат и кидать кабели, и переделывать это ему, на что он тут же скис, сияние кончилось...
Где-то часов до 19 ждём окончания сварных работ и практически слоняемся без дела, наша работа требует пробных запусков, которые при сварке сделать нельзя.
Вечером начинаются более интересные вещи - в результате пробных прогонов я выясняю, что датчики давления, которые нам поставили, практически не видят разницы между выключенными вентиляторами и разогнанными до полной мощности вентиляторами - слишком высокий диапазон датчиков давления (0..100 кПа) и слишком низкое давление воздуха на горелку в рабочем режиме (порядка 0.5 кПа) - решаем завязать регулировку не на давление воздуха, а просто сопоставлять с давлением газа частоту тока, выдаваемую на вентиляторы, и таким образом исключаем датчик давления воздуха из системы, едем дальше.
После корректировок программы пытаемся зажечь запальную горелку - горелка упорно не разжигается, и звука искры временами нет. Проверяем питание на блок искрового розжига - есть, сам блок вроде тоже какие-то звуки издаёт. Решаюсь вытащить "свечной" провод, чтобы посмотреть, будет ли искра на корпус печи - вытаскиваю аккуратно (там всё-таки 30 кВ, не хотелось бы словить это на руку), искра на корпус печи хорошая и почти постоянная, длинна дуги 1.5-2 см - т.е. блок вполне себе хорошо работает, но при подключении провода к запальнику искра становится нестабильной. Прослеживается какая-то закономерность с подачей газа, пока газа нет - искра более или менее стабильна, подаём газ - искра исчезает, запальник не разгорается. Приходит мысль о том, что странности в программе, которая была изначально (включение подачи искры на начале розжига запальника и выключение не через 5....15 секунд, а на этапе розжига основной горелки) - сделаны не просто так, видимо, заставить запальник зажигаться нормально у тех, кто это налаживал до нас просто не получилось, и из положения более-менее вышли вот такими "костылями".
Пока выполняли тестовые запуски - заметили такую странную вещь - при включении частотных приводов на любую частоту, хотя бы 1 Гц, индикаторы дискретных входов на существующем контроллере начинают гореть в пол-накала, странно меняя яркость по времени (они в штатном режиме или горят, или не горят совсем, никакого пол-накала быть не может), а аналоговые входные сигналы с точки зрения контроллера падают в 0, хотя замер "цешкой" (амперметром) показывает, что токовый сигнал продолжает приходить так же, без изменений. Это довольно странная и неочевидная проблема, не решив которую дальше двигаться нельзя - имхо, есть шанс спалить контроллер, и падение аналоговых сигнало в 0 делает невозможным регулирование и работу защит. Решить проблему пытаемся перекоммутацией схемы внутри шкафа - пробуем по-всякому поперекоммутировать блоки питания (в оригинале общей "земли" на модулях входов и на самом контроллере небыло, была мысль, что её создание может решить проблему), перекладыванием кабелей на кабельных эстакадах, чтобы силовые и сигнальные находились как можно дальше, и прочим шаманством - но эффекта это не даёт. Где-то под 3 часа утра приходит мысль заземлить тонкие металлические волоски, выходящие из существующих кабелей 10x1 мм. кв - и это даёт эффект, только землим не на земплю с подстанции, а на забитую рядом сваю - проблема устранена, продолжаем пытаться разжечь запальник. Где-то через полчаса запальник, который так и не стал разжигаться, разобран, зрелище печальное - внутри всё обгорело и начинает крошиться, запальный электрод болтается, и похоже иногда ложится на корпус - искры при этом нет. Разобрать запальник не выходит - резьба, по которой он должен разбираться, намертво прикипела от жара в топке... Остаётся ещё один вариант - в трубе запальника есть 3 отверстия М5, видимо для центровки электрода - нужно найти винты на М5 достаточно большой длинны. Находим только 2 винта и какой-то обломок с резьбой, вворачиваем это всё, центрируем - искры всё равно толком нет, похоже, в изоляции есть трещинки, либо туда во внутрь просто как-то попала вода за время простоя печи. Кладём запальник на обогреватель, сушиться, сами идём в душ и спать - спать ложимся примерно в 6 утра.
19.05.2014
Поспали 2 часа - мой коллега и 3 часа - я, упиваемся кофе, закидываюсь пирацетамом и идём на саму печь - пробовать запуск. Где-то часам к 12 всё более-менее готово, делаем несколько пробных пусков, выходим на малое горение - запальник и горелка разожглись, уже большой прогресс! Дальше пока выходить нельзя, протока нефти в трубах нет, нужно время на переключение технологических схем, чтобы можно было греть сильнее и дольше (иначе нефть без протока может закипеть и начать разлагаться в трубах - это не ок!). Ждём где-то до 15...16 часов, состояние очень зомбообразное, время течёт странно и непонятно. Когда наконец проток появляется - снова начинаем пробовать запускаться, запальник разжигается один раз и 5-10 попыток, но если он разжёгся - дальше всё идёт хорошо. Переводим управление заслонкой газа и подачей воздуха в ручной режим, и постепенно добавляя газа и воздуха, замеряем состав газов на выходе печи - выстраиваем ей режимную карту для соотношения "газ-воздух" для оптимального сгорания во всём рабочем диапазоне. Ввод в контроллер параметров требует неслабого изъёбства, связанного с изменением программы, но это уже мелочи - к вечеру карта соотношений выставлена, печь работает в авторежиме, правда разжигается не то, чтобы очень, но с запальником сделали уже что могли. Коллега уходит делать документы-акты, я остаюсь проверять работу регулировки давления газа в зависимости от требуемой и реальной температуры нефти на выходе - регулировка работает не то, чтобы хорошо - слишком медленно добавляет газ, выход на полную мощность будет длиться часами, что не совсем ок, начинаю менять коэффициенты... Каждая заливка изменений в контроллер сопровождается таким щекотливым моментом, как отключение одного из автоматов, и перевод преобразователей частоты в ручной режим, чтобы когда наш новый контроллер будет какое-то время находится в состоянии останова, подача воздуха не прекратилась (за этим переводим частотники на ручной режим), а после этого заслонка газа не начала бы закрываться (для этого отключаем автомат). В процессе одной из таких "заливок", когда я ковырялся в шкафу, провод одного из нагревателей, на которые я ставил ноги, коротит на пол помещения, в котором это всё дело стоит - раздаётся громкий хлопок, гаснет свет (обогреватели и свет были заведены на один автомат, который тут же выщелкнулся) - т.к. я не ожидал такого эффекта и не сразу понял, что произошло - я тут же обрубил вводной автомат, рефлекторно практически - в результате печь встала. Попытки её разжечь ни к чему хорошему не привели - при розжиге основной горелки раздались несильные глухие удары, произошло что-то типа помпажа, чего быть не должно, я тут же остановил попытку запуска и решил сам больше не пробовать. Через какое-то время пошли это делать вместе с опытным оператором (который уже набил руку на розжиге печи до модернизации - запальник и раньше работал не то, чтобы идеально) - всё разожглось с первой попытки, и почти сразу накатило чувство облегчения и усталости. Сходили на ужин, я вернулся на печь и проконтролировал, что всё работает, как и должно - и провели остаток вечера (или начало ночи) в АБК, подписывая акты о том, что мы тут наделали. Про доставку домой пока ничего не ясно, да, завтра будет несколько бортов - но есть ли там место для нас, совершенно неясно. С неспокойной душёй ложусь спать, ожидание очень волнительно, хочется уже свалить отсюда.
20.05.2014
Утро, полное напряжения. Вроде бы как улетаем, но - точной определённости нет. На утренней планёрке выясняется, что хотя печь и работает, требуемую температуру (ради чего и затеивалась вся эпопея) - не набирает. Блжад. Просят "разогнать" её (перемычки карандашиком нарисовать, угур) - поднять давление газа на горелку до 40 кПа при паспортных 30 кПа. Задача вроде как не сложная, но спрогнозировать долговременные последствия такого "турбобуста" (увеличение износа топки и конвективного змеевика, ну и самой горелки) почти невозможно, потому соглашаемся, но под "их" ответственность. Быстро-быстро меняю режимную карту, поднимая допустимый максимум сначала до 35 кПа, добавив попутно воздуха (уже "на глаз"), а затем и до 40 кПа, ещё добавив воздуха. В результате получили некоторый рост температуры теплоносителя (там его 9 тонн, нагреется он явно не быстро), и, можно сказать, выжали из железа то, что в принципе выжать можно. Идём к начальству, нас сильно хвалят - им нравится, как работает печь после переделки - тихо и с плавным, а не скачкообразным регулированием, и рекомендуют быстренько собирать вещи, чтобы не пропустить вертолёт - места для нас там нашлись, ура! Быстро собираемся, садимся в вахтовку, и едем на вертолётную площадку. Один за другим прилетают 3 вертолёта, причём под конец третий ждал, пока улетит второй - образовалась небольшая "пробка", грузимся в третий вертолёт, в котором в результате не остаётся свободных мест - и летим на "землю"! Вырваться из таких мест - очень приятно, появляется ощущение какой-то свободы, не привязанности к маленькому пяточку земли...
На последок - несколько фоток того, как выглядит местность рядом с печью, на которой мы работали:
И пара фоток из местной курилки:
Комментариев нет:
Отправить комментарий