Сама дорога до Нового Уренгоя почти ничем не отметилась, кроме двух моментов: 1) пока я сидел в Домодедово в ожидании рейса, мне позвонили с работы и предложили между делом запустить ещё одну установку, которая располагается там же, за неплохое вознаграждение. Приятный момент! 2) Трансаэро скатился в лоукост - в полёте до Москвы не кормили вообще, и расстояние между рядами кресел такое же, как в тазу, если не меньше - ноги откровенно упираются во впереди стоящее кресло, а в полёте до Уренгоя давали пару мелких булочек и чай/кофе, что сильно расстроило. Потом, в процессе раздумий над этими вопросами, мы с коллегой пришли к мнению, что сейчас, с выходом на рынок лоукостера "победа", скорее всего, произойдёт ухудшение уровня сервиса ниже плинтуса, а цена со временем вернётся на текущие отметки или будет выше.
В Уренгое было холодно и снежно - толком ничего необычного. Была проблема с гостиницами - всё забито. Нам нужны одни сутки, по-идее, а дальше у нас будет вертолёт - перед вылетом я забронировал на букинге нам два номера, едем и заселяемся туда. Заселяют нас лишь на сутки, возможности продлить нет. После заселения и раскладывания вещей вызваниваем координатора полётов, и узнаём, что завтра вертолёта не будет из-за погоды, вылет переносится на сутки. Идём в магазин, закупаемся пивом и ищем через интернет гостиницу или комнату на завтра. Примерно в этот же момент я узнаю о серьёзных проблемах, которые появились дома, но по сути ничем через телефон помочь не могу. Противное чувство беспомощности.
На следующий день переселяемся в другую гостиницу, в двухместный номер с раздельными кроватями - одноместных не осталось. Сама гостиница называется "гостиница для иностранных специалистов "Кристалл", что наводит на мысль, что для своих, видимо, хорошие условия создавать не надо - вдруг привыкнут ещё? После заселения исследуем окрестности, находим мелкий магазинчик, берём продуктов и пива, а вечером едем в местный ТЦ, закупаться продуками перед вылетом. В тот момент мы не знали, что нас там ждёт, если бы знали - понабрали бы гораздо больше всего...
На следующее утро собираем вещи и едем на вертодром, где узнаём, что нас нет в списках и вообще "чо пришли?". Вызваниваем своих (времени порядка 6.30 утра, все рады нашим звонкам!), и через какое-то время выясняется, что нас таки вписывают. Ок, записываемся и ждём вылета. Просимся погреться в какой-то ПАЗик, куда добродушный водила советской закалки без вопросов пускает нас подремать-погреться.
Через какое-то время вылетаем и наконец-таки летим на вертолёте над белой пустыней. Через 3 часа лёта садимся на Мысе Каменном (которого изначально вроде как небыло в маршруте, в последний момент приехали ещё несколько человек, которым надо туда, и которых, вроде как, офицально в списках нет. Интересно, как договаривались?). На Мысе картина безрадостная, ветренно и валит снег. Вид с вертолётной площадки открывается примерно такой:
Где-то в далеке видны постройки - говорят, у них там есть даже гостиница.
Фотографируем наши координаты, для истории:
Пока вертолёт заправляют, кто-то из экипажа открывает капоты двигателей и осматривает их.
Пока шла заправка, погода сильно ухудшилась. Мы сидели в остывшем вертолёте где-то час, пока ждали погоды на вылет, но погода только ухудшалась, в результате пилоты приняли решение возвращаться в Новый Уренгой. Снова летим:
Это очень похоже на след какого-то корабля, возможно, ледокола.
По пути обратно вертолёт очень некисло болтало, и сам путь, по ощущениям, занял больше времени - видимо, летели против ветра. В городе погода не лучше - снег и ветер. Температура где-то порядка -25. Я летел в обычной, "гражданской" одежде и весь промёрз, пока ждали вылета. По возвращании заселяемся обратно в "кристалл", где чудесным образом есть один двухместный номер, так же на последнем, 8ом этаже, но уже другой, и идём исследовать округу в поисках магазина. Нашли магазин с разливным, я беру эля и продуктов, типа сыра-колбасы-хлеба, ещё дошираков с собой, и всяких печенек. Раз уж судьба дала нам такую возможность, практически ни в чём себе не отказываем. На душе томительное ожидание грядущего п-ца.
Вот виды из окна гостиницы:
Утром осадков нет:
Утром снова вылет, на этот раз без особых приключений, добираемся до места:
И почти сразу же хочется обратно...
Приезжаем к местному начальству, и выясняем, что у них ("Газпром-нефть развитие") нет договора на наше проживание, т.е. поселить они нас не могут. Звоню манагеру, узнать, что с этим вопросом - и слышу замечательный ответ - "ну ты же как-то в прошлый раз (полгода назад) жил - значит должен быть какой-то договор". Отлично!
Пока "перекантовываемся" в вагончике у знакомых смежников. Проблему санузла они решают с помощью бочки и обрезка от бутылки, что выглядит достаточно забавно:
Через какое-то время выясняем, что договор действительно есть, но не с "газпромом" а с "Мострострой-12", который формально является нашим заказчиком на этот раз. Хорошо, не чуя ещё подвоха, едем-заселяемся. На первых порах нам дают вагончик с 4 кроватями, но только одним масляным обогревателем, что явно мало для -30...-35. В вагончике прохладно, и мы устраиваемся спать на верхних полках кроватей, т.к. там немного теплее, чем внизу.
Под вечер пробуем прокрасться в местную столовку, не до конца понимая системы, как оно работает - народ просто подходит и берёт еду, ничего не платя. Делаем морду кирпичом и делаем так же, получается, но сама по себе еда не то, чтобы очень - порции небольшие и фиксированные, попросить больше или добавки нельзя (попросить-то можно, но не дают), и сама по себе еда не балует кулинарными изысками. Стандартное блюдо на ужин - гороховое пюре с полурыбной (!) котлетой. На ужин дают только второе, чай и хлеб. Хлеба вроде как можно взять сколько угодно в разумных количествах, что мы и делаем.
Нормы выдачи еды строго регламентированы, есть вот такая бумажка:
Как мы выяснили позже, наш договор с мостостроем позволяет нам ходить в эту столовку совершенно невозбранно. Т.к. до другой, где кормят хорошо, но за деньги (причём, сумма в день выходит примерно одинаковая что там что там!), и можно прикупить чего-нибудь, нужно топать порядка 2-2.5 км, то эта столовка, находящаяся в паре вагончиков от нас, выглядит привлекательно. Однако еда всё-таки совершенно невкусная, и её мало. Иногда после ужина завариваю себе доширак из привезённых запасов.
На следующий день идём на установку, и видим, что ничего, по-сути, не готово. Перед вылетом я писал письмо примерно такого плана (чёрным - мои запросы, кое-где подкорректированые менеджером, красным - ответ специалиста "Газпрома"):
Из письма выходит, что всё хорошо, по сути же не смонтирована запальная линая газа, не стоят некоторые манометры, не опрессованы трубопроводы - это мы понимаем на начальном этапе. Дальше где-то недели полторы мы пытаемся разрулить вопрос с опрессовкой трубопроводов и подачей газа, процесс идёт крайне вяло. Люди начинают работать с после-обеда (т.е. где-то в 16.00), а рабочий день у них до 18.00. И много ли эти раздолбаи успеют сделать? По итогу боремся с раздолбайством долго, упорно, недели полторы. За эти полторы недели замечаем, что завод проморгал в проекте одну вещь - на все исполнительные устройства (клапана) печи идёт кабель 4 жилки на 1.5мм2, и в коробке фаза с одной из этих жилок идёт на все клапана. Которые, вообще в принципе, должны работать сами по себе, но никак не вместе!
Левый клеммник - это фаза на клапана, всё зацеплено перемычками...
Находим в контейнере кабель, который подойдёт для наших целей, видимо, его в поставку включить-включили, а в проекте его почему-то нет. Качу бобины кабеля в пожарное депо, чтобы он там нагрелся. Через 2 дня, когда потеплело до -20, разруливаем вопрос с прокладкой кабеля - и вуаля, к вечеру клапана работают отдельно, всё вроде как хорошо. Обкатываем алгоритм без розжига, и находим ещё один косяк - на 4кВт двигатели воздуходувки проектанты нарисовали 3 кВт преобразователи частоты. Ессно, "дури" им не хватает, и раскрутить двигатели они не могут. То есть, раскрутить-то могут, но работают на полном ходу недолго, отрубаются по защите. Начинаются тяжёлые раздумья, что с этим всем делать...
В результате раздумий рождается хитроумное решение - вместо работы на полном ходу на продувке перед пуском (именно на этом этапе движки работают на полную и долго) вводить уставку даваления и поддерживать его PID'ом! Сделали, вбили уставку 1.5кПа (на полном ходу где-то 2кПа), и как дураки побежали кидать снег, засовывать руки и куртки в воздухозаборник вентилятора. Смысл в том, что PID поддерживает давление на выходе равным заданному, "отрабатывая" внешние возмущения. Пока он был не настроен, обороты плавали и установка инфернально завывала, будто желая зохавать кого-нибудь, но после тонкой настройки обороты стали стабильными, а прикладывание капюшона к воздухозаборнику вело к их плавному, но быстрому росту.
Между тем, газа так и нет, трубы всё никак не могут опрессовать, ровно как и нет наладчика по второму объекту, который надо бы тоже посмотреть-запустить.
Дорога до места работы от места жилья днём, в районе обеда, выглядит вот так:
Площадка с местом работы выделяется на этом фоне вышкой связи. Для полноты картины эта дорога ведёт в карьер, и по ней регулярно гоняют самосвалы. Именно гоняют, видимо, торопятся порядком - ходить немного не безопасно.
В уборных народ развлекается, как может.
Дальше дни тянулись довольно медленно и нудно. За бортом было немного прохладно:
Рабочее место уютное и комфортное, только холодное:
И каждый день - долгие добиралки от места работы до места жительства:
Иногда становилось похолоднее:
В котором встречаются всякие монстры, типа такого:
Иногда туман неслабо так сгущался:
Тем временем, у нас был некоторый прогресс - запальную линию наконец-то сварили и подключили:
На утро после такого тумана всё было покрыто инеем. В одну из этих сеток я кинул камень, и иней пообваливался:
Иней нарастал на всех поверхностях:
А трубы, тем временем, все ещё прессуют:
В процессе выясняется, что кое-где стоит лёд, разбираем и растапливаем:
Этот вагончик на 8 человек, и в нём ощутимо теснее, но самое главное - он теплее. Предыдущий за пару часов без электричества вымерзал так, что под одеялом находится было очень некомфортно, мой товарищ одевал уличный костюм и в нём спал. Электричество тут периодически отрубается, обычно это происходит по ночам. Восстанавливают подачу тока часа через 3-4 обычно, за это время вагончик успевал ощутимо остыть, громко щёлкая сжимающимся металлом обшивки в ночной тишине.
А вот так выглядит интерьер нового вагончика, в который нас переселили:
Тамбур при морозе и ветре постоянно зарастал снегом, и его надо было чистить.
Самое, наверное, неприятное - это то, что человек привыкает ко всему. И к такому вагончику - тоже. Вот и мой коллега сладко дремлет после обеда, и жёсткая узкая кровать его как будто бы не слишком смущает.
Как не кажутся таким кошмаром пара километров в одну сторону до места работы, а суммарно за день набегало 8-10 км, по холоду, от которого я успел получить 2 обморожения, которые заметил сразу, и обморожение кончиков пальцев на ногах, которые заметил только дома.
После уличного холода все металлические элементы на одежде быстренько покрываются изморозью:
Как-то раз я купил в дальней столовой пару бутылок газировки, одну нёс под мышкой, а одну - в руке. За то время, пока я шёл быстрым шагом от дальней столовки до вагончика, бутылки стали выглядеть так:
Вот эта была под мышкой,
А вот эта была в руке, и успела замёрзнуть:
И постоянное полу-голодное состояние тоже вроде бы как уже норма. Единственное, к чему так и не произошло привыкание - это отсутствие чистой свежей питьевой воды. Вода там есть, её набирают из какой-то местной реки и фильтруют, в результате она всё равно имеет жёлтый оттенок и какой-то неприятный песчаный привкус. А может дело не в песке, а в солях жёсткости - незнаю, но жажду утоляет так себе, и на вкус достаточно противно. Всё это время у меня были мечтания о том, что на Земле первым делом я куплю какую-нибудь бутылку газированой питьевой (не минеральной) воды и выпью её чуть ли не залпом. Или не газированой, пофиг.
В принципе, более-менее привычным стал и сам световой день. Вот это - где-то 12 часов дня, Солнце больше практически не взойдёт, немного повисит над горизонтом и зайдёт за него.
Вот как-то так выглядит максимум:
В те редкие моменты, когда Солнце таки светит, и атмосфера чистая, почти всегда есть эффект гало - радуги слева и справа от солнечного диска (левую было видно почему-то слабо, в кадре только правая).
И через пару-тройку часов после восхода - уже закат:
Выглядит достаочно красиво, особенно, если смотреть через монитор :3
Такое ощущение, что эта картинка со слабым свечение солнечного диска и таким маленьким его размером больше подошла бы к Марсианским пейзажам, чем Земным:
После заката оставались только искусственные источники света, которых, однако, было в изобилии. Свет от факелов было видно достаточно далеко, и при облачном небе он слегка подсвечивал снег и облака на много километров.
Так же сложновато было привыкнуть к ветру, который был настолько сильный, что снимал снежный покров вплоть до песка:
Такой ветер обычно держался сутки-двое, и кроме того, что он пробирал до костей, проблема была в том, что идти против ветра было достаточно тяжело, и дорога занимала ощутимо больше времени.
На работающих горелках от мороза образовывалась забавная "борода":
После того, как газ нам наконец-то дали, внезапно выяснилось, что искровой розжиг на печи не работает. Совместными усилиями мы определили, что померла катушка, после чего была найдена катушка от УАЗика, примотана на изоленту - и искра появилась!
После появления искры был один забавный курьёз: рядом с печью крутились представители фирмы, которая будет отвечать за эксплуатацию, постоянно толи спрашивая, толи злорадствуя - что, не получается, не работает? Загвоздка была в том, что мы не знали, какое давление воздуха нужно дать для розжига, и небыло сигнала с датчика пламени - но представители заказчика настаивали на том, что надо зажигать сейчас. В резульате подбора давления печь сначала несколько раз подряд не разожглась, а потом произошёл неслабый такой хлопок, сопровождавшийся выбросом пламени метра на 2 сначала из воздухозаборника вентилятора, а затем и из дымовой трубы. Так получилось, что тот человек, который спрашивал-злорадствовал о неработоспособности печи, как раз стоял рядом с воздухозаборником - и после этого его "сдуло" с площадки, не появлялся он там и на следующий день, появился только после того, как была достигнута стабильная работа на режиме...
Дальше были ещё полторы недели борьбы с холодом и уже более-менее равномерный процесс модернизации третьей печи, после чего нас не отпускали - под предлогом "вы же понимаете, это процесс политический, сейчас я вас отпущу, а потом Тюмень мне по мозгам надаёт" (заказчик был будто бы не совсем удовлетворён теплопроизводительностью печи, которую они оценивали не по нагреву продукта, а по дымовым газам, т.е. о мощности двигателя судили по прозводимому звуку, а не по ускорению...), и в конце концов, после 3 дней ожидания погоды, мы свалили оттуда на Мостостроевском борту. Счастью оказаться на Земле просто небыло предела.
А вот так выглядел городок, в котором мы жили:
А вот Питерские фирмы в очередной раз "отжигают" - они додумались прилагать софт для работы с прибором на дискетке, б...! Интересно, куда мы её должны засунуть?
Очень приятный вид. Рядом с огнями по центру экрана и проошли почти 4 недели нашей трудовой деятельности:
В вертолёте было даже специальное место для размещения взрывного устройства, вот это сервис!
Вот такая вышла командировка, если вкратце.
Комментариев нет:
Отправить комментарий